Проблемы РАБОТЫ и УЧЁБЫ

Современную жизнь практически невозможно представить без учёбы и работы. Эти сферы жизни важны для нас не только потому, что они являются условием и показателем жизненных возможностей и достижений, но и потому, что часто становятся мощным источником стресса. И всё же, было бы несправедливо и необоснованно свалить все причины стресса исключительно на учёбу и работу, ведь во многих, связанных с ними конфликтах, отражаются конфликты внутренние. Например, та же застенчивость или перфекционизм (устремлённость к абсолютному совершенству во всём), могут порождать драматические ситуации на работе или в процессе учебы.

Думаю, это хорошо знакомо тем родителям, чьи дети готовят дома уроки, и могут хорошо отвечать в семейной обстановке, но в классе теряются и получают низкий балл или вовсе не могут ответить. А может быть Вы и были таким ребенком, и сейчас из-за своей застенчивости не продвигаетесь по карьерной лестнице или не получаете заслуженное повышение зарплаты. Так же как люди, склонные жить по принципу "или идеально, или никак", могут иметь трудности с завершением, страдать от медленного темпа, тревоги или отсутствия переживаний удовольствия и удовлетворения от полученного результата.

В учебной и профессиональной жизни мы сталкиваемся с необходимостью совершать множество выборов: кем быть, как научится этому, как построить отношения в коллективе, какую работу предпочесть, как совместить интересы работы с интересами семьи, надо ли и как сменить работу (учебное заведение), как быть в случае увольнения…

С одной стороны, это обычные рутинные вещи, но довольно часто они вызывают стресс, который может проявляться по-разному:

  • чувство скованности, зажатости, неспособности выполнять важные задачи работы/учёбы;
  • ощущение застоя, неудовлетворенность тем, что Вы делаете;
  • конфликты с сотрудниками и начальством;
  • сильная и/или постоянная зависть сотрудников или соучеников, или Ваши устойчивые мысли о том, что Вам завидуют;
  • чувство вины, обвинения себя в неудачах;
  • устойчивый страх неудач;
  • необъяснимая невозможность добиться цели или успеха, при Вашем старании;
  • выраженная тревога по поводу ваших качеств работника, вашей безопасности, новых ответственностей;
  • частые сомнения в своей квалификации и умениях и страх быть выведенным на чистую воду как «самозванец»;
  • постоянное откладывание на потом того, с чем вы справляетесь не так хорошо, как следует или хочется;
  • перфекционизм, с невозможностью закончить дело раньше, чем достигнуто совершенство, и готовностью вложить в это сколько угодно сил и времени;
  • невроз выходных и отпусков — ощущение дискомфорта вне работы/учёбы;
  • трудоголизм, при котором работа/учеба совершенно вытесняет отдых, семью, оказывается необходима настолько, что это можно сравнить со стремлением алкоголика к спиртному;
  • безразличие к работе/учебе;
  • переоценка своих возможностей и снижение критики к реально достигаемым результатам;

Эти переживания и тенденции поведения в целом могут снижать чувство уверенности и негативно влиять на другие сферы жизни человека (здоровье, отношения с близкими), приводить к развитию невроза.

Основное место в решении таких проблем занимает психологическое консультирование и\или психотерапия. Но часто люди пытаются искать выход самостоятельно, стесняясь обратиться за помощью. Могут менять работы или менять сотрудников, терпеть или очень стараться, обвинять других людей в своих неудачах или осуществлять свой выбор по советам близких - есть много способов увеличить время своих мучений (иногда, к сожалению на годы), пока ситуация не достигнет некой критической точки, в которой человек понимает, что ему нужна профессиональная психологическая помощь.

Может быть, и не стоит приводить в пример ситуации,когда подростки после окончания школы выбирают профессиональное обучение по настоянию родителей или за компанию с друзьями, а в середине учебы или проваливают экзамены, или вовсе бросают учебное заведение, и не знают, что делать дальше, - если бы подобных ситуаций не было так много. К тому же, часто обращаются за психологической помощью взрослые люди, которые разочаровались в своей работе, поняли, что это совершенно не их род деятельности, но им сложно найти то, что будет по душе, или страшно менять профессию. Ведь для этого нужно переучиваться, с нуля начинать строить карьеру, да и финансово сложнее, так как к этому времени уже бывает необходимо обеспечивать семью, детей.

Но наиболее грустны случаи, когда человек оказывается настолько поглощен работой, что теряет здоровье и\или семью. Одной из самых запоминающихся в моей практике была история клиента, который обратился за помощью в связи с душевным кризисом, наступившим после инфаркта. Достаточно молодой. Успешный бизнесмен. Он 4 года собирался в отпуск, и каждый раз в последний момент возникали какие-то вопросы в бизнесе, решение которых он никому не мог (не умел) делигировать. И тогда он отказывал себе в необходимом отдыхе. Первый год он просто проработал, на второй год заболел воспалением легких и целый месяц пролежал в больнице (как раз тот, на который было запланировано путешествие), в третий "отпуск", в котором сам себе отказал, он попал в аварию и уже несколько месяцев был в больнице, в четвертый раз - инфаркт... Организм брал свое. Когда, рассказывая свою историю, клиент увидел взаимосвязь в этих событиях, он был потрясен. Это стало началом работы над очень важными темами (неудовлетворенностью собой, заботы о себе, бизнес\деньги для него или он для бизнеса\денег, зависимости от работы, не доверия другим людям, одиночества)...

Попасть ко мне на консультацию можно, предварительно записавшись по телефону:
+375 (29) 683-28-60
+375 (29) 253-57-73

* В статье используются материалы книги В. Кагана «Психотерапия для всех и для каждого».- М.: ЭКСМО - Пресс, 1998.

Обращение к авторам и издательствам.

Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены для ознакомления и просвещения.Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы информация или ссылка на нее находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами и мы удалим ее.