Отцы и дети

Так же, как супруги приспосабливаются друг к другу и учатся строить комфортные, продуктивные отношения, они приспосабливаются к детям, а дети к ним. Невозможно ожидать, чтобы такое приспособление происходило всегда легко и гладко.

И проще всего при возникновении трудностей в отношениях с ребёнком списать их на требующие лечения (лекарственного или психотерапевтического) нарушения у ребёнка. Нежели обратить внимание на то, что, как и в супружеской паре, слишком многое лежит «между» участниками — в области их отношений. И что возникшие сложности или проблемы могут быть связаны с родительским стилем воспитания ребенка и взаимодействиями между всеми членами семьи.

Некоторые трудности вполне предсказуемы, так как совпадают с критическими периодами в жизненном цикле самого ребёнка, или с критическими периодами в жизни семьи.

Это, прежде всего, рождение, осознавание ребёнком своего «Я», начало обучения в школе, подростковый возраст, начало самостоятельной жизни.

Другие связаны с напряжениями и стрессами жизни семьи: переезды, развод, новая семья, жизнь вдали от родителей, резкие изменения уровня жизни семьи, рождение следующих детей, появление сводных братьев и сестёр, семейные утраты.

Эти стрессы сказываются отнюдь не только на «слабых» членах семьи — часто они «достают» и самых здоровых, но главное — они предъявляют повышенные требования к отношениям внутри семьи.

Наконец, напряжение может порождаться ребёнком: плохой учебой, сомнительными друзьями, бунтарством, грубостью, отказом выполнять свою часть домашних обязанностей и т. п.

Таким образом, в отношениях родителей и детей время от времени возникают напряжения и сложности. И если мы трактуем их в терминах обвинения, самообвинения и болезни, это либо бесполезно, либо — чаще — является шагом в сторону усиления и углубления конфронтации, которая может стать постоянно действующим стрессором для всех и привести к формированию больной семьи.

Здоровую семью отличает не «вечный покой» отсутствия напряжений между родителями и детьми, но способность контролировать степень напряжения и распознавать моменты и периоды, когда необходима помощь.

И потребность в помощи психолога никоим образом не означает, что кто-то — родители или ребёнок — "псих", "слабоумный" или "больной".

В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них — о значении стиля общения с ребенком для развития его личности. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребёнка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, психологическое здоровье, а впоследствии, и его судьбу.

Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребёнка, приведенный в Америке и Европе после первой мировой войны — случаев, не объяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, привел ученых к выводу: причина — неудовлетворённая потребность детей в психологическом контакте, то есть уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые» или "слабаки"— это, прежде всего, дети несчастные. И всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Родителей часто волнуют вопросы:

— Как построить нормальные отношения с ребёнком?

— Как заставить его слушаться?

— Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы в отношениях с детьми вполне разрешимы, если удастся восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Родители, которые прошли тренинги и курсы детско-родительских отношений до наступления у детей «переходного возраста», сообщают о другом замечательном результате: они не нашли этот возраст трудным — ни для себя, ни для своих детей.

Попасть ко мне на консультацию можно, предварительно записавшись по телефону:
+375 (29) 683-28-60
+375 (29) 253-57-73

* Статья подготовлена по материалам книг В. Кагана «Психотерапия для всех и для каждого» и Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком — как?"

Обращение к авторам и издательствам.

Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены для ознакомления и просвещения.Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы информация или ссылка на нее находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами и мы удалим ее.