Предупреждение самоубийств

Конечно, самоубийство — далеко не самая приятная тема для беседы. Однако жизнь показывает, насколько важно её обсуждать как с профессионалами (врачами, психологами, школьными учителями), так и с родителями и молодыми людьми. Поскольку, большинство самоубийств можно предотвратить.

Самоубийство представляет собой сложное многоплановое явление, привлекающее к себе внимание философов, теологов, врачей, социологов, людей искусства и, прежде всего, простых людей во все времена. Сегодня оно представляет собой серьезную проблему, требующую постоянного внимания. Чтобы в этом убедиться, достаточно обозначить масштабы проблемы. Так, в последние годы, согласно данным ВОЗ, число завершенных самоубийств в мире приближается к одному миллиону человек в год. Каждые 40 секунд где-нибудь в мире 1 человек совершает самоубийство, и каждые 3 секунды кто-то предпринимает суицидальную попытку. Самоубийство является одной из трех ведущих причин смерти молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет. Каждое самоубийство, так или иначе, затрагивает, по меньшей мере, шестерых других людей. Психологическое, социальное и экономическое воздействие самоубийства на семью и ближайшее окружение погибшего неизмеримо велико.

Трудно объяснить, почему одни люди решают совершить самоубийство, а другие, находясь в таких же (или еще худших обстоятельствах), не делают этого. Попробуем разобраться.

Существуют определённые ФАКТОРЫ РИСКА И ЗАЩИТЫ, которые с момента рождения каждого конкретного человека начинают влиять на его развитие, и, соответственно, на развитие склонности к суицидальному поведению.

Факторы риска и защиты

Факторы риска

Замечено, что суицидальное поведение чаще проявляется в определённых семьях в силу генетической предрасположенности и влияния внешней среды. Однако нужно иметь в виду, что присутствие всех этих факторов не обязательно в каждом конкретном случае. В семье может иметь место некоторое сочетание неблагоприятных факторов, но их наличие не всегда означает неизбежности суицида. Тем не менее, при этом можно говорить о вероятности (риске) суицидального поведения у подростков и молодых людей.

Особенности семьи и стрессовые события в детстве

Деструктивные тенденции в семье и травматические стрессовые события в детстве могут повлиять на последующую жизнь молодого человека, поскольку лишают его опыта преодоления жизненных стрессов и неурядиц. Наиболее часто наблюдаемые в семьях негативные тенденции, влияющие на суицидальность детей и подростков:

  • Психические отклонения у родителей, особенно, аффективные расстройства (депрессии) или другие душевные заболевания
  • Злоупотребление алкоголем, наркомания или другие виды антиобщественного поведения в семье
  • История суицидов или суицидальных попыток в семье
  • Насилие в семье (особенно, физическое и сексуальное)
  • Недостаток внимания и заботы о детях в семье, плохие отношение между членами семьи и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем
  • Частые ссоры между родителями, постоянное эмоциональное напряжение и высокий уровень агрессии в семье
  • Развод родителей, уход одного из них из семьи или его смерть
  • Частые переезды, смена места жительства семьи
  • Чрезмерно низкие или высокие ожидания со стороны родителей в отношении детей
  • Излишняя авторитарность родителей
  • Отсутствие у родителей времени и недостаточное внимание к состоянию детей, неспособность обнаружить проявления дистресса и негативного влияния окружающей среды

Перечисленные негативные проявления в семьях часто (но далеко не всегда) сопровождаются суицидальными попытками и самоубийства после достижения подросткового возраста. Опыт показывает, что суицидальные подростки и молодые люди растут в семьях, где существует сочетание перечисленных проблем, при котором риск суицида суммируется.

Часто подростки из этих семей из-за лояльности к семье или запрета «выносить сор из избы» не обращаются за внешней помощью, не получают поддержки и остаются наедине со своими проблемами. Поэтому особенно важно заметить такого подростка и построить с ним доверительные отношения, что уже является поддержкой.

Стиль поведения и черты личности

Существуют некоторые черты личности подростка или молодого человека, часто сочетающиеся с суицидальным поведением. К ним относятся:

  • Нестабильность настроения или его чрезмерная изменчивость
  • Агрессивное поведение, злобность
  • Антисоциальное поведение
  • Склонность к демонстративному поведению
  • Высокая степень импульсивности, склонность к необдуманному риску
  • Раздражительность
  • Ригидность мышления
  • Плохая способность преодоления проблем и трудностей (в школе, среди подростков, и т.д.)
  • Неспособность реальной оценки действительности
  • Тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий»
  • Идеи переоценки собственной личности, сменяющиеся переживанием никчемности
  • Легко возникающее чувство разочарования
  • Чрезмерная подавленность, особенно при несущественных недомоганиях или неудачах
  • Излишняя самоуверенность
  • Чувство унижения или страха, скрывающееся за проявлениями доминирования, отвержения или демонстративного поведения по отношению к школьным друзьям или взрослым
  • Проблемы с определением сексуальной ориентации
  • Сложные, неоднозначные отношения со взрослыми, включая родителей
Стрессовые ситуации

Существуют социально-психологические факторы, относящиеся к подросткам и молодым людям, которые могут сыграть роль стрессоров (негативных раздражителей) и способствовать суицидальным проявлениям. Среди них встречаются:

  • Серьезные проблемы в семье
  • Отвержение сверстниками
  • Смерть любимого или значимого человека
  • Разрыв отношений с любимым человеком
  • Межличностные конфликты или утраты значимых отношений
  • Проблемы с дисциплиной или законом
  • Давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушающему поведению других
  • Длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы
  • Разочарование успехами в школе или неудачи в обучении
  • Высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзаменам)
  • Проблемы с трудоустройством и плохое экономическое положение, финансовые проблемы
  • Нежелательная беременность, аборт и его последствия (девушки)
  • Заражение СПИД или болезнями, передающимися половым путём
  • Серьезные телесные болезни
  • Чрезвычайные внешние ситуации и катастрофы

Факторы защиты

Существуют факторы и обстоятельства, которые являются защитой против суицидального поведения подростков и молодых людей. Ниже перечислены основные из них.

Защитные факторы семьи:
  • Хорошие навыки общения в семье, хорошие, сердечные отношения между всеми членами семьи
  • Поддержка подростков и молодых людей со стороны семьи
Личностные защитные факторы (у подростка):
  • Хорошие навыки общения, умение общаться со сверстниками и взрослыми
  • Уверенность в себе, своих силах, убежденность в способности достижения жизненных целей
  • Умение искать и обращаться за помощью при возникновении трудностей, например, в школе
  • Стремление советоваться с взрослыми при принятии важных решений
  • Открытость к мнению и опыту других людей
  • Открытость ко всему новому, способность усваивать новые знания
Культуральные и социо-демографические факторы:
  • Участие в общественной жизни (например, в спортивных соревнованиях и событиях, клубах, обществах и т.д.)

Признаки суицидального кризиса

Большинство людей с суицидальными тенденциями сообщают о своих мыслях или намерениях окружающим. От них можно услышать высказывания о «желании умереть», о «чувстве своей бесполезности»… одним словом, о невозможности терпеть боль (эмоциональную или физическую) жизни или какой-либо ситуации. Все это — призывы о помощи, которые не следует игнорировать.

Но даже если, находясь в состоянии суицидального кризиса, человек не говорит о своих мыслях, он часто подает определенные «сигналы», по которым можно определить, что появился риск совершения человеком самоубийства.

Для психологического состояния человека, находящегося в суицидальном кризисе характерны, в первую очередь 3 особенности:

  • Амбивалентность: Большинство людей испытывают смешанные чувства по отношению к совершению суицидального акта. В душе склонного к самоубийству человека постоянно происходит борьба между желанием жить и желанием умереть, причем верх одерживает то одно из них, то другое. Человеку одновременно и хочется избавиться от боли, которую он испытывает от жизни, и продолжать жить. Многие самоубийцы на самом деле не желают умереть — они просто глубоко несчастны и не удовлетворены своей жизнью. Если они получат своевременную поддержку, их стремление жить усиливается, а суицидальный риск снижается.
  • Импульсивность: Самоубийство нередко бывает импульсивным актом. Как и любое другое внезапное побуждение, импульс к совершению суицида является преходящим и длится от нескольких минут до нескольких часов. Пусковым механизмом к его появлению служат негативные повседневные события. Помогая разрешить подобные кризисы и оттягивая время, можно уменьшить желание совершить самоубийство.
  • Ригидность, отсутствие гибкости: Когда человек находится в суицидальном кризисе, его мысли, чувства и действия весьма ограничены, "сужены". Он постоянно думает о совершении самоубийства и не способен увидеть какие-либо иные способы разрешения проблемы. Он мыслит по принципу "все или ничего".

Каковы бы ни были конкретные проблемы, те мысли и чувства, которые появляются у суицидальных людей, во всем мире являются весьма сходными.

Чувства Мысли
Печаль, тоска «Лучше бы мне умереть»
Отчаяние «Нет мочи больше терпеть все это»
Одиночество «Я никому не нужен»
Беспомощность «Я не в силах сам ничего предпринять»
Безнадежность «Я неудачник и являюсь для всех обузой»
Самоуничижение «Всем будет только лучше без меня»

Большинство лиц с суицидальными тенденциями сообщают о своих мыслях и намерениях окружающим. Они часто подают определенные "сигналы", от них можно услышать высказывания о "желании умереть", о "чувстве своей бесполезности" и т. п. Все это — призывы о помощи, которые не следует игнорировать.

Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе у подростков и молодых людей

Стиль поведения и черты личности

Существуют некоторые черты личности подростка или молодого человека, часто сочетающиеся с суицидальным поведением. К ним относятся:

  • Нестабильность настроения или его чрезмерная изменчивость
  • Агрессивное поведение, злобность
  • Антисоциальное поведение
  • Склонность к демонстративному поведению
  • Высокая степень импульсивности, склонность к необдуманному риску
  • Раздражительность
  • Ригидность мышления
  • Плохая способность преодоления проблем и трудностей (в школе, среди подростков, и т.д.)
  • Неспособность реальной оценки действительности
  • Тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий»
  • Идеи переоценки собственной личности, сменяющиеся переживанием никчемности
  • Легко возникающее чувство разочарования
  • Чрезмерная подавленность, особенно при несущественных недомоганиях или неудачах
  • Излишняя самоуверенность
  • Чувство унижения или страха, скрывающееся за проявлениями доминирования, отвержения или демонстративного поведения по отношению к школьным друзьям или взрослым
  • Проблемы с определением сексуальной ориентации
  • Сложные, неоднозначные отношения со взрослыми, включая родителей
Ситуации риска

Существуют определенные ситуации, которые могут сыграть роль стрессоров (негативных раздражителей) и способствовать суицидальным проявлениям у подростков и молодых людей. Среди них встречаются:

  • Серьезные проблемы в семье
  • Отвержение сверстниками
  • Смерть любимого или значимого человека
  • Разрыв отношений с любимым человеком
  • Межличностные конфликты или утраты значимых отношений
  • Проблемы с дисциплиной или законом
  • Давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушающему поведению других
  • Длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы
  • Разочарование успехами в школе или неудачи в обучении
  • Высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзаменам)
  • Проблемы с трудоустройством и плохое экономическое положение, финансовые проблемы
  • Нежелательная беременность, аборт и его последствия (девушки)
  • Заражение СПИД или болезнями, передающимися половым путем
  • Серьёзные телесные болезни
  • Чрезвычайные внешние ситуации и катастрофы

Во всех подобных ситуациях в семье должны быть приняты меры, чтобы отношения между родителями и детьми укреплялись, сохранялся уровень доверия для продолжения диалога и оказания своевременной поддержки человеку, оказавшемуся в кризисной ситуации.

Кроме перечисленных выше признаков, стоит обращать внимание на любые неожиданные или драматические изменения, повлиявшие на поведение подростка или молодого человека. Любые изменения в поведении, словесные и эмоциональные признаки следует принимать всерьёз.

К ним относятся:

Поведенческие признаки:

  • Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно, отдаляющие от близких людей
  • Потеря интереса к обычным видам деятельности
  • Внезапное снижение успеваемости
  • Необычное снижение активности, неспособность к волевым усилиям
  • Плохое поведение в школе
  • Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе
  • Увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков
  • Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в беспорядках
  • Посещение врача без очевидной необходимости
  • Расставание с дорогими вещами или деньгами
  • Склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам
  • Пренебрежение внешним видом
  • Подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовления к уходу
  • Приобретение средств совершения суицида

Эмоциональные признаки:

  • Амбивалентность
  • Беспомощность, безнадежность
  • Переживание горя
  • Признаки депрессии
  • Рассеянность или растерянность
  • Чрезмерные опасения или страхи
  • Чувство собственной малозначимости
  • Вина, стыд, или ощущение неудачи, поражения

Словесные признаки:

  • Уверения в беспомощности и зависимости от других
  • Разговоры или шутки о желании умереть
  • Двойственная оценка значимых событий
  • Медленная маловыразительная речь
  • Сообщение о конкретном плане суицида
  • Высказывания самообвинения
  • Прощание

Что делать

Что следует делать:
  • Слушать, проявлять эмпатию и сохранять спокойствие;
  • Оказывать поддержку и проявлять заботу;
  • Относиться к ситуации серьезно и оценить степень риска;
  • Задавать вопрос о предыдущих попытках;
  • Обсудить возможные варианты решения, кроме самоубийства;
  • Задать вопрос о наличии плана самоубийства;
  • Выиграть время — заключить контракт;
  • Найти источники поддержки;
  • Если возможно, изъять орудия;
  • Предпринять необходимые действия, сообщить о ситуации другим, организовать помощь;
  • Если риск высок, оставаться с человеком.
Чего делать не следует:
  • Игнорировать ситуацию;
  • Показывать, что ситуация вас шокирует, проявлять смущение, паниковать;
  • Обещать, что все будет хорошо;
  • Бросать человеку вызов, говоря, чтобы он сделал то, что собирается;
  • Стараться превратить все в тривиальную ситуацию;
  • Давать лживые обещания;
  • Обещать хранить все в секрете;
  • Оставлять человека одного.

Как оказать помощь суицидальному человеку

Зачастую, когда человек говорит, что он "устал от жизни" или "не видит в жизни никакого смысла", его слова либо не принимают всерьез, либо ему приводят примеры других людей, которым удалось успешно справиться с еще большими трудностями. Ни один из этих ответов не окажет на самом деле помощи суицидальному человеку.

Первоначальный контакт с суицидальным человеком является самым важным. Поэтому:

  • Первый шаг состоит в том, чтобы найти подходящее место для проведения спокойной доверительной беседы, по возможности наедине.
  • Следующим шагом является выделение необходимого времени. Людям с суицидальными тенденциями зачастую требуется довольно много времени, чтобы выразить свои переживания, потому следует психологически подготовиться к тому, чтобы посвятить им это время.
  • Далее, самая важная задача состоит в том, чтобы эффективно выслушать человека. Уже само предложение помощи и готовность выслушать является важным' шагом к тому, чтобы ослабить уровень суицидального отчаяния.

Цель состоит в том, чтобы навести мост над пропастью, созданной недоверием, отчаянием и потерей ожиданий, и дать человеку надежду на изменение обстоятельств к лучшему.

Как следует вести беседу:
  • Слушать внимательно и сохранять спокойствие.
  • Понимать чувства человека (проявлять эмпатию).
  • Невербально (жестами) проявлять принятие и уважение.
  • Выражать уважение к мнениям и ценностям человека.
  • Разговаривать честно и искренне.
  • Проявлять участие, заботу и теплоту.
  • Фокусировать внимание на чувствах человека.
Как не следует вести беседу:
  • Слишком часто перебивать.
  • Демонстрировать, что происходящее вас шокирует, проявлять слишком сильные эмоции.
  • Показывать, что вы заняты, и что у вас нет времени.
  • Проявлять покровительственное отношение (разговаривать с позиций «старшего» или все знающего человека).
  • Допускать тревожащую назойливость или неясность в высказываниях.
  • Задавать провокационные вопросы.

Общению способствует спокойное, открытое, принимающее и не осуждающее (без оценок) отношение.

Слушайте внимательно,
относитесь с уважением,
проявляйте сочувствие, выказывая заботу,
сохраняйте уверенность в себе

Что ещё можно сделать:

  • Фокусировать внимание на позитивных, сильных сторонах человека, поощряя его к разговору о том, каким образом ему удавалось разрешить возникавшие ранее аналогичные или иные проблемы, не прибегая к самоубийству.
  • Воспользоваться амбивалентностью чувств. Следует концентрировать внимание на неоднозначности чувств и желаний суицидального человека, чтобы постепенно укрепить его желание жить.
  • Обсудить альтернативы самоубийства. Тот, что оказывает помощь в данный момент, должен попытаться проанализировать различные альтернативные способы решения проблемы. Пусть нет идеальных решений, следует обсудить все варианты в надежде на то, что пациент остановится на одном из них.
  • Заключить контракт. Получите от человека обещание, что он (она) не станет совершать самоубийства А) без предварительного контакта с медицинским работником; В) в течение определенного периода времени.
  • Направить пациента к психиатру, опытному врачу общего профиля или к психологу-консультанту. Организовать его встречу со специалистом как можно скорее.
  • Связаться с семьей, друзьями и коллегами пациента, чтобы привлечь их к оказанию поддержки.
  • Постараться встретиться с ним через определенное время и, по мере возможности, наладить постоянные контакты.

При наличии высокого риска

(У человека разработан план, он располагает средствами, необходимыми для его выполнения, и планирует сделать это немедленно).

Необходимые действия:
  • Постоянно оставаться с человеком. Не оставлять его одного ни на минуту.
  • Осторожно, мягко поговорить с человеком и постараться забрать у него таблетки, нож, пистолет, яд и т. п. (удалить орудия самоубийства).
  • Заключить контракт.
  • Немедленно связаться с психиатром или опытным врачом иного профиля, вызвать карету "скорой помощи" и организовать госпитализацию.
  • Информировать семью и привлечь ее членов к оказанию поддержки.

Как родителям и педагогам вести себя с суицидальным подростком или молодым человеком

Если у вас возникают опасения относительно состояния ребенка или если в семье уже имела место суицидальная попытка, следует предпринять меры по предупреждению суицидального кризиса. Эти действия включают две основных стратегии — постоянную работу по улучшению взаимоотношений в семье повышению самооценки, самоуважения у ребенка, а также меры по улучшению коммуникации (общения) в семье при выявлении признаков суицидальной угрозы.

Повышение самооценки

Позитивная самооценка защищает подростков и молодых людей от психологического стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями в жизни. Для повышения самооценки можно использовать следующие подходы:

  • Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ребёнку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
  • Не следует оказывать постоянное давление на подростка или молодого человека или предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов (в учебе, в жизни и т. д.).
  • Поддерживайте самостоятельные устремления ребенка. Не судите его слишком строго. Вообще стремитесь поменьше оценивать. Самостоятельность и собственные умения — эти строительный материал для повышения самооценки.
  • Не сравнивайте! Сравнение ребенка с другими, более успешными детьми ведёт к понижению самооценки и усилению у ребенка чувства бессилия и ненужности, даже если этим сравнением родители пытаются подать ему пример. Можно ставить в пример ребенку только его самого, когда он справлялся с трудностями.
  • Родителям недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует их действительно любить. Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят, и когда тебе только часто повторяют, что любят.

Детей важно принимать такими, какие они есть. Более того, их нужно любить такими, какие они есть. Они должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они дети своих родителей.

Если существует суицидальный риск или уже произошла попытка

Чаще всего подростки и молодежь в состоянии стресса или суицидального риска, а также после совершенной попытки испытывают главную проблему — проблему общения, т.е. неспособность или невозможность обсудить с кем-то возникшие проблемы. Поэтому диалог с человеком в это время является бесценным.

Первым шагом в предупреждении самоубийства всегда бывает установление доверительного общения. Если его достичь не удается, возникает ситуация, в которой молчание и нарастающее напряжение в отношениях не позволяет осуществить никаких полезных действий для подростка. Страх взрослых спровоцировать суицидальное поведение разговором о самоубийстве, обсуждением суицидальных мыслей и сигналов приводят к отсутствию эффективной коммуникации.

Многие люди погибают в результате самоубийства лишь потому, что им не была предложена или оказалась недоступной неотложная первая помощь и поддержка. Хотя, понимание и реагирование на суицидальное поведение у конкретного человека не требует глубоких познаний в области психологии или медицины. Требуется лишь проявление внимания к тому, что человек говорит, ПРИНЯТИЕ ЭТОГО ВСЕРЬЕЗ, оказание поддержки и обращение за соответствующей помощью.

Таким образом, в вашу задачу входит вступить с ребёнком в доверительные отношения, чтобы он смог рассказать вам правду о том, что у него на уме. Важно, чтобы он чувствовал себя на равных с вами, как с другом. Если вы попытаетесь действовать как эксперт или учитель, или прямолинейно разрешать проблемы это может оттолкнуть ребенка.

Необходимость беседы с ребёнком о его суицидальной попытке — сложная проблема для родителей и учителей, поскольку она «часто обостряет их собственные психологические конфликты или вскрывает существующие проблемы». В ряде случаев неразрешенные, эмоциональные проблемы взрослых выходят на поверхность. Отсюда, с одной стороны, желание и необходимость поговорить с ребенком, с другой — страх перед этой беседой. В результате проблема не обсуждается и общение не происходит.

К тому же взрослые могут столкнуться с тем, что ребенок отвергает их помощь. На самом деле он одновременно и желает, и не хочет (не доверяет/боится) её, поэтому мягкость и настойчивость, терпение и максимальное проявление сочувствия и любви необходимы для достижения положительного результата в диалоге.

Иногда дискомфорт, который испытывают родители в связи с тем, что кризисная ситуация обостряет их проблемы, выливается в осознанную или бессознательную агрессию против ребенка. Необходимо помнить, что подростки и молодые люди в состоянии суицидального кризиса являются особенно чувствительными не только к тому, что говорится, но и как это говорится.

Поэтому не столь важно, ЧТО именно вы говорите (или не говорите), важно, КАК вы это делаете. Если вы не можете найти нужных слов, но переживаете искреннюю заботу, ваш голос, интонация (прикосновения) передаст её.

Далее приведены несколько практических рекомендаций.

Общению способствует спокойное, открытое, принимающее и не осуждающее (без оценок) отношение.

Проявите искренне участие и интерес, не применяйте допроса с пристрастием. Простые, прямые вопросы («Что случилось?», «Что произошло?») для собеседника будут менее угрожающими, чем сложные, «расследующие» вопросы.

Позвольте человеку излить душу, не перебивая его.

Вслушивайтесь в чувства, а не только в факты, и в то, о чем умалчивается, наряду с тем, о чем говорится. Не осуждайте чувства, не «запрещайте» ребенку чувствовать, что бы то ни было — злость, отчаяние… Чувства, проявленные в разговоре, встретившие принятие другого человека, понимание, становятся менее интенсивными, перестают причинять столь сильную боль, следовательно, ребёнок, чьи чувства выражены и приняты, становится менее импульсивным. Вместо того, чтобы говорить ребенку «Да ладно, не плачь!», «Что ты так сильно из-за этого переживаешь», «Как ты смеешь так злиться!», «Сам/а виноват/а!» и что-то подобное, помогите ему понять, что он чувствует.

Не думайте, что вам следует что-то говорить каждый раз, когда возникает пауза. Молчание даёт каждому из вас время подумать.

Направляйте разговор в сторону душевной боли, а не от неё. Ребёнок хочет рассказать вам о личных и болезненных вещах, которые трудно услышать большинству людей.

Чем более открыто человек расскажет об утрате, одиночестве, чувстве своей никчемности, тем меньшим станет накал его эмоций. Когда утихнет буря чувств, человек, скорее всего, перейдет к размышлениям. Этот мыслительный процесс чрезвычайно важен, так как никто кроме самого индивидуума не сможет отменить его решение о самоубийстве и принять решение в пользу жизни.

Постарайтесь увидеть и почувствовать ситуацию глазами вашего ребенка. Будьте на его стороне, не принимайте сторону людей, которым он может причинять боль или которые причиняют боль ему.

Дайте возможность сыну или дочери найти свои собственные ответы, даже если вы считаете, что знаете очевидное решение или выход. Вместо того, чтобы рассказывать о таком решении, лучше задавайте вопросы, которые помогут ему найти свое.

Во многих случаях решения просто не существует, и ваша роль заключается в том, чтобы оказать дружескую поддержку, выслушать, быть с ребёнком, который страдает. Предоставление времени, внимания и заботы может показаться недостаточным. Люди в состоянии горя, находящиеся в ситуации, кажущейся безвыходной, могут заставить вас чувствовать себя беспомощными и глупыми. НО вы не должны обязательно выработать какое-то определенное решение, немедленно изменить жизнь или даже спасать её. Ваш сын или дочь, ученик или ученица спасутся сами и изменят свою жизнь. Доверяйте им.

И последнее. Когда вы не знаете, что сказать, не говорите ничего. Но будьте рядом!

Как не следует вести беседу:

  • Слишком часто перебивать
  • Демонстрировать, что происходящее вас шокирует, проявлять слишком сильные эмоции.
  • Показывать, что вы заняты, и что у вас нет времени.
  • Проявлять покровительственное отношение (разговаривать с позиций «старшего» или все знающего человека).
  • Допускать тревожащую назойливость или неясность в высказываниях.
  • Задавать провокационные вопросы.

В заключение хочу Вам пожелать не оказаться как в ситуации суицидального кризиса, так и в ситуации необходимости реагирования на чьё-то желание уйти из жизни.

Лучшей профилактикой суицидов являются доверительные поддерживающие отношения в семье: между супругами и родителей с детьми (см. Здоровые и дисфункциональные семьи).

Что читать

  • Шнейдман Э. Душа самоубийцы / Пер. с англ. М.: Смысл, 2001.
  • Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства / Пер. с англ. М: Смысл, 2000.
  • Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах филосософов, социологов, психотерапевтов и в художественных текста. — М.: «Когито-Центр», 2001.
  • Меннингер К. Война с самим собой / Пер. с англ. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  • Чхартишвили П.Г. Писатель и самоубийство. — М.: Новое литературное обозрение, 2000.

* Статья подготовлена по материалам руководства по превенции самоубийств Всемирной Организации здравоохранения (Перевод — Одесский Национальный Университет им. И. И. Мечникова, 2005) и руководства «Предупреждение самоубийств у молодежи» В. А. Розанов, А. Н. Моховиков, Р. Стилиха.

Обращение к авторам и издательствам.

Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены для ознакомления и просвещения.Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы информация или ссылка на нее находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами и мы удалим ее.